ГОСТ Р 55510 = ISO 5211/5210. ИСО фланец. Присоединительные размеры фланцев и сочленений (присоединений) для установки неполнооборотных (полуоборотных, частичнооборотных) приводов промышленной трубопроводной арматуры. Крутящие моменты. Размеры соответствуют и ISO 5210 - стандарту для установки многооборотных приводов.
В таблицах ниже собраны данные из стандатрта ISO 521. Данный стандарт устанавливает требования для присоединения неполнооборотных (частично-оборотных) приводов к промышленным кранам, вентилям, затворам, задвижкам и клапанам. Размеры полностью соответствуют и стандарту ISO 5210 - он создан для неполнооборотных приводов. Моменты, в общем-то, тоже.
Стандарты специфицируют:
- Размеры фланца, необходимого для присоединения частично-оборотного привода к крану или клапану (рис.1а) или к переходнику (рис.1.б);
- Размеры выходного присоединения привода, необходимые для подсоединения к приводимым деталям.
- Ссылочные крутящие моменты для сочленений. Присоединения переходников к клапану не покрываются данным стандартом, как непредсказуемые и (часто) фантастические конструкции местных кулибиных :).
- Термин кран или клапан подразумевает также клапаны или краны с установленными на них промежеточными опорами.
- В случаях, когда частично-оборотный привод представляет собой комбинацию из многооборотного привода и редуктора, то последние должны сочленяться между собой в соответствии с EN ISO 5210.
- Тексты стандартов.
- Существует конкурирующий стандарт сочленения приводов ("актуаторов") и трубопроводной арматуры - кранов, клапанов, задвижек, затворов, вентилей распространенный в России и Китае и известный у нас как "ОСТ" (ГОСТ Р 55510 Приложение А / СТ ЦКБА 062-2009 / ОСТ 26-07-763-73. Привода вращательные для трубопроводной арматуры общепромышленной). Он никак не стыкуется с этими двумя стандартами. Будьте осторожны и внимательны.
b).GIF)
Рис.1а) Непосредственное сочленение.
Рис.1б) Сочленение через промежуточную опору.
1 - Неполнооборотный или многооборотный привод.
2 - Сочленение (присоединение)
3 - Кран или клапан
4 - Переходник ("Промежуточная опора") |
Таблица 1. Максимальные крутящие моменты на монтажных (присоединительных) фланцах.
Тип фланца |
Максимальный крутящий момент, Н*м |
F03 |
32 |
F04 |
63 |
F05 |
125 |
F07 |
250 |
F10 |
500 |
F12 |
1 000 |
F14 |
2 000 |
F16 |
4 000 |
F25 |
8 000 |
F30 |
16 000 |
F35 |
32 000 |
F40 |
63 000 |
F48 |
125 000 |
F60 |
250 000 |
Таблица приведена для применений, когда болты находятся под напряжением не более 290 МПа и коэффициента трения 0,2 между присоединяемыми поверхностями. |

Рис.2) Размеры фланцев. 1-неполнооборотный привод.
|
Таблица 2. Размеры монтажных (присоединительных) фланцев приводов для трубопроводной арматуры ISO 5211/5210. Размеры в мм.
Тип фланца |
d1 |
d2 |
d3 -межосевое |
КСО |
d4 - размер отверстия |
h1макс. |
h2 мин. |
F03 |
46 |
25 |
36 мм = F03 |
4 |
M5 |
3 |
8 |
F04 |
54 |
30 |
42 мм = F04 |
4 |
M5 |
3 |
8 |
F05 |
65 |
35 |
50 мм = F05 |
4 |
M6 |
3 |
9 |
F07 |
90 |
55 |
70 мм = F07 |
4 |
M8 |
3 |
12 |
F10 |
125 |
70 |
102 мм = F10 |
4 |
M10 |
3 |
15 |
F12 |
150 |
85 |
125 мм = F12 |
4 |
M12 |
3 |
18 |
F14 |
175 |
100 |
140 мм = F14 |
4 |
M16 |
4 |
24 |
F16 |
210 |
130 |
165 мм = F16 |
4 |
M20 |
5 |
30 |
F25 |
300 |
200 |
254 мм = F25 |
8 |
M16 |
5 |
24 |
F30 |
350 |
230 |
298 мм = F30 |
8 |
M20 |
5 |
30 |
F35 |
415 |
260 |
356 мм = F35 |
8 |
M30 |
5 |
45 |
F40 |
475 |
300 |
406 мм = F40 |
8 |
M36 |
8 |
54 |
F48 |
560 |
370 |
483 мм = F48 |
12 |
M36 |
8 |
54 |
F60 |
686 |
470 |
603 мм = F60 |
20 |
M36 |
8 |
54 |
|

|
Рис.3) Расположение отверстий.
Таблица 3. Расположение отверстий.
Flange type |
α/2 |
F03 to F16 |
45 ° |
F25 to F40 |
22,5 ° |
F48 |
15 ° |
F60 |
9 ° |
|
Сочленение (присоединение) на шпонке (шпонках).
Размеры шпонок должны соответствовать ISO / TR 773

Рис.4) Отверстие под шпонку (шпонки)
Таблица 4. Размеры в мм и крутящие моменты для отверстий под шпонку (шпонки).
Тип фланца |
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м |
h4 макс.
f) |
l 5 мин. |
d7 H9
b) |
F05 |
125 |
3,0 |
30 |
12 |
14 |
18 c) |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F07 |
250 |
3,0 |
35 |
- |
14 |
18 |
22 c) |
28 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F10 |
500 |
3,0 |
45 |
- |
- |
18 |
22 |
28 c) |
36 |
42 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F12 |
1000 |
3,0 |
55 |
- |
- |
- |
22 |
28 |
36 c) |
42 |
48 |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F14 |
2000 |
5,0 |
65 |
- |
- |
- |
- |
28 |
36 |
42 |
48 c) |
50 |
60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F16 |
4000 |
5,0 |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42 |
48 |
50 |
60 c) |
72 |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F25 |
8000 |
5,0 |
110 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
48 |
50 |
60 |
72 c) |
80 |
98 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
F30 |
16000 |
5,0 |
130 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
60 |
72 |
80 |
98 c) |
100 |
120 |
- |
- |
- |
- |
F35 |
32000 |
5,0 |
180 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
- |
- |
- |
F40 |
63000 |
8,0 |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
180 |
- |
- |
F48 |
125000 |
8,0 |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
220 |
- |
F60 |
250000 |
8,0 |
310 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
280 |
Максимальный крутящий момент Н*м d ) |
32 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
3000 |
4000 |
8000 |
12000 |
16000 |
e) |
e) |
e) |
e) |
e) |
e) |
b ) Для фланцев начиная с F 30, размер d 7 указан максимальный и любые размеры меньше данного допустимы. См.примечание d ) ниже.
c ) Указывает предпочтительный размер.
d ) Для фланцев от F 05 до F 30 представлены соответствующие моменты, которые могут передаваться через детали с размером d 7 . Подсчет соответствует максимальному крутящему напряжению 280 МПа на приводимую деталь, максимальному напряжению сжатия на шпонке 350 МПа и размерам выступа шпонки ( l 5 - h 4 ).
e ) Максимальные передаваемые моменты следует рассчитывать, поэтому и нет табличных значений.
f ) h 4мин. =0,5 mm . |
Сочленение (присоединение) на параллельный или диагональный квадрат.
Размеры d 8 и d 9 выбираются производителем.
Позиционирование присоединительного отверстия должно соответствовать Рисунку или 10 или 11 соответственно.

Рис. 5/6. Сочленение (присоединение) на параллельный или диагональный квадрат.
Таблица 5. Размеры в мм и крутящие моменты для сочленений (присоединений) на параллельный или диагональный квадрат.
Тип фланца |
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м |
h4 макс. a) |
s H11 |
F03 |
32 |
1,5 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F04 |
63 |
1,5 |
9 |
11b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F05 |
125 |
3,0 |
9 |
11 |
14b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F07 |
250 |
3,0 |
- |
11 |
14 |
17b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F10 |
500 |
3,0 |
- |
- |
14 |
17 |
19 |
22b) |
- |
- |
- |
- |
- |
F12 |
1000 |
3,0 |
- |
- |
- |
17 |
19 |
22 |
27b) |
- |
- |
- |
- |
F14 |
2000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
27 |
36b) |
- |
- |
- |
F16 |
4000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
27 |
36 |
46b) |
- |
- |
F25 |
8000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
36 |
46 |
55b) |
- |
F30 |
16000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
46 |
55 |
75b) |
Ф d8 мин. |
12,1 |
14,1 |
18,1 |
22,2 |
25,2 |
28,2 |
36,2 |
48,2 |
60,2 |
72,2 |
98,2 |
Ф d9 макс. |
9,5 |
11,6 |
14,7 |
17,9 |
20 |
23,1 |
28,4 |
38 |
48,5 |
57,9 |
79,1 |
l5 мин |
10 |
12 |
16 |
19 |
21 |
24 |
29 |
38 |
48 |
57 |
77 |
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м с) |
32 |
63 |
125 |
250 |
350 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
16000 |
a) h 4мин. =0,5 мм.
b ) Указывает предпочтительный размер.
с) Максимальные крутящие моменты рассчитаны из условия максимального крутящего напряжения 280 МПа на приводимой детали |
Сочленение (присоединение) на плоско-параллельный шток = двустороннюю лыску .
Позиционирование присоединительного отверстия должно соответствовать Рис.12)

Рис.7) Сочленение (присоединение) на плоско-параллельный шток = двустороннюю лыску.
Таблица 6. Размеры в мм и крутящие моменты для сочленений на плоско-параллельный шток = двустороннюю лыску .
Тип фланца |
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м |
h4 макс. a) |
s H11 |
F03 |
32 |
1,5 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F04 |
63 |
1,5 |
9 |
11b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F05 |
125 |
3,0 |
9 |
11 |
14b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F07 |
250 |
3,0 |
- |
11 |
14 |
17b) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
F10 |
500 |
3,0 |
- |
- |
14 |
17 |
19 |
22b) |
- |
- |
- |
- |
- |
F12 |
1000 |
3,0 |
- |
- |
- |
17 |
19 |
22 |
27b) |
- |
- |
- |
- |
F14 |
2000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
27 |
36b) |
- |
- |
- |
F16 |
4000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
27 |
36 |
46b) |
- |
- |
F25 |
8000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
36 |
46 |
55b) |
- |
F30 |
16000 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
46 |
55 |
75b) |
Ф d8 мин. |
12,1 |
14,1 |
18,1 |
22,2 |
25,2 |
28,2 |
36,2 |
48,2 |
60,2 |
72,2 |
98,2 |
l5 мин. |
16 |
19 |
25 |
30 |
34 |
39 |
48 |
64 |
82 |
99 |
135 |
Максимальный крутящий момент на фланце Н*м с) |
32 |
63 |
125 |
250 |
350 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
16000 |
a ) h 4мин. =0,5 мм.
b ) Указывает предпочтительный размер.
с) Максимальные крутящие моменты рассчитаны из условия максимального крутящего напряжения 280 МПа на приводимой детали |
Позиционирование приводимой детали под неполнооборотным приводом.
Можно использовать одну или две шпонки. На закрытом кране или клапане шпонка(и) должна(ы) быть расположена(ы) в соответствии с Рис.8) или 9). Если используется более чем 2 шпонки, то их расположение следует согласовывать между Поставщиком и Покупателем продукции. Стандартное напрвления закрытия «по часовой стрелке», что и видно на рисунках. |

1 направление открытия
2 Шпонка
Рис.8) – Позиционирование шпонки под приводом. |

1 – направление открытия
2 – Шпонка
3 – Еще шпонка
Рис.9) – Позиционирование 2-х шпонок под приводом. |
При закрытом кране или клапане сочленение (присоединение) на параллельный квадрат должнео быть позиционировано согласно Рис.10) а на диагональный квадрат – согласно Рис.11)

1- направление открытия
Рис.10) Позиционирование параллельного квадрата под приводом. |

1 – Направление открытия .
Рис.11) Позиционирование диагонального квадрата под приводом. |
При закрытом кране или клапане плоские стороны плоско-параллельного штока = двусторонней лыски должны быть позиционированы согласно Рис.12).

1- направление открытия
Рис.12) Позиционирование плоско-параллельного штока = двусторонней лыски. |
|
|